Формирование функциональной грамотности учащихся
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи. Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление.
Международные сопоставительные исследования
Российская Федерация с 1990-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях:
PISA – международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)
TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study)
PIRLS – международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)
Международные сопоставительные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с государственной итоговой аттестацией, всероссийскими проверочными работами и национальными исследованиями качества образования формируют Единую систему оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации.
Результаты Российской Федерации сопоставимы со средними данными по странам ОЭСР, а в отдельных исследованиях превосходят их. Так, в 2015 году российские четвероклассники и восьмиклассники вошли в семерку лучших стран в международном мониторинговом исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS) среди почти пятидесяти стран-участниц. А в 2016 году российские четвероклассники заняли первое место в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS) среди пятидесяти стран-участниц.
В Российской Федерации международные сопоставительные исследования качества образования проводит Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования.
Документы:
О национальных целях и стратегических развития Российской Федерации на период до 2024 года
О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности
Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Концепция региональной системы оценки и управления качеством образования Ленинградской области
Распоряжение КОПО ЛО №2256_р от 25 декабря 2020г. "Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по совершенствованию механизмов повышения функциональной грамотности обучающихся Ленинградской области на 2021-2024 г.г."
Приказ КО АБМР ЛО от 29.12.2020 №119 "Об утверждении Положения о муниципальной системе оценки и управления качеством образования Бокситогорского муниципального района Ленинградской области"
Распоряжение КО АБМР №492 от 29 декабря 2020 года "О подготовке муниципальной системы образования Бокситогорского муниципального района Ленинградской области к участию в региональной оценке качества образования на основе практики международных сравнительных исследований PISA-2024"
Распоряжение МБОУ «СОШ №4№ г. Пикалево им. А.П.Румянцева «О подготовке к участию в региональной оценке качества образования на основе практики международных сравнительных исследований PISA-2024»
Задания для формирования различных видов функциональной грамотности: