На пути к главному результату образования
Ольга Владимировна Сапунова, учитель английского языка МБОУ СОШ №4 имени А.П.Румянцева, Пикалево, Ленинградская область
На протяжении всей истории человечества не было мира среди людей без мира среди верований, взглядов, идей: политических, религиозных, национальных. Может, причина интолерантности - в самой человеческой природе? Мы постоянно меняемся по мере того, как растут наши знания, и должны приспосабливаться к новым условиям. Наше поведение можно расценивать как стратегию выживания. Мы живем в тот момент человеческой истории, когда прогресс в науке и технологии сближает людей, вынуждая общества быть значительно восприимчивее друг к другу. Наше представление о себе подвергается критической проверке, и мы в большей степени, чем когда-либо, можем назвать толерантность универсальным принципом, этическим и политическим идеалом.
Толерантность не возрастает спонтанно, а терпеливо приобретается, формируется через систему образования, и в этом процессе все важно: и степень толерантности личности педагога, и стандарты образования, и отношения в классном и школьном коллективе, и еще много того, что заполняет школьные будни. Все, что повышает мотивацию учения – содержание учебников, их технологичность, помогающая учителю вовлечь учащихся в деятельность, в целеполагание и рефлексию, создание образовательной среды, наполненной разными культурными образами и символами многокультурного мира, будет также способствовать повышению толерантности, прежде всего межнациональной и межэтнической.
Этнокультурные компоненты образовательных программ сейчас явно недостаточны. Но даже знание других культур не решает проблему интолерантности. Наше общество очень изменилось, в образовательных концепциях многих школ главным провозглашается воспитать и выпустить личность успешную. Успех в материальном мире – вот главная задача каждого выпускника. А значит, людей оценивают по тому количеству материальных благ, которым они располагают. Лишь приоритет духовного, укрепление верой нравственных основ позволит пересмотреть взгляд на различие людей по их национальным признакам и их материальному положению. Но пока в нашем обществе между людьми существует, по выражению нашего президента, «нехватка духовных скреб», такое общество нельзя признать толерантным.
Особенности человеческой природы, а именно парадоксальная способность людей обвинять кого угодно, но не самих себя, готовность забывать уроки истории, перекладывать ответственность на других препятствует развитию толерантных отношений как индивидуумов, так и целых народов. У современных школьников снижается способность терпеливо слушать учителя или собеседника, а неумение слушать порождает непонимание и конфликты. Учителю теперь отводится роль не главного носителя информации, а советчика и консультанта, которая эффективна лишь при достаточно высокой мотивации к учению, снижение которой мы сейчас наблюдаем в школах. Приоритетную позицию получило не содержание образования, не приобретение знаний, а умение самостоятельно их добывать, ученическая деятельность. Но именно содержание образования, реализуемое в учебниках, при грамотной его подаче формирует мотивацию, способствуя тем самым не только успешному обучению, но и воспитанию. Очень часто материал учебника не затрагивает эмоций, не волнует душу. Воспитать понимание, любовь, уважение, сочувствие, сострадание – основу толерантного пути к добру – можно только опираясь на эмоции, только эмоционально окрашенные знания воспитывают и являются источником ментальных программ личности.
Исследование уровня толерантности по вопросам, касающимся разных сфер нашей жизни, проводилось в 9А,9В,10А и 10Б классах средней школы №4 имени А.П.Румянцева – народного учителя СССР, руководившего школой в течение 40 лет. Эта школа с богатыми традициями, атмосферой сотрудничества, благоприятным психологическим климатом, высокими результатами на олимпиадах и экзаменах находится в г.Пикалево Ленинградской области. Опрос показал, что все учащиеся имеют высокую или среднюю самооценку, ощущают комфорт и доверие в семье, смотрят с оптимизмом в будущее, находят его радужным, прекрасным, светлым. Общим у них является представление об истинном патриоте России, который любит свою страну такой, какая она есть, знает ее историю и культуру, готов ее защищать. Все категорически против продажи российской земли иностранцам. Большинство считает иностранные влияния неблагоприятными для России и настроено против проживания иностранцев в ней. Примерно 30% опрошенных согласны с лозунгом «Россия – для русских!», 40% считают, что русские более талантливые и обладают большим потенциалом, чем другие народы. Граффити антисемитской направленности их вообще не волнует, вероятно, они с этим не сталкивались, но негативные этнические стереотипы присутствуют, например, в отношении цыган, встреч с которыми они стараются избегать. Большая часть учеников не связывает поведение с национальностью и не одобряет поступки скинхедов. А вот вклад национальных меньшинств в развитие культуры России не могут оценить, вероятно, плохо представляют, о каких меньшинствах может идти речь. Они не считают, что национальным меньшинствам и этническим группам нужна защита на законодательном уровне. Критическое отношение у старшеклассников к политикам: «дальше своего носа не видят», возможно, это отражение мнения их родителей, разговоров дома. Положительным можно считать тот факт, что наши школьники довольно самокритичны и прекрасно видят свои слабости, чувствительны к чужому мнению и не связывают национальность с личными качествами, не потеряли доверия к людям, легко находят друзей, чувствуют себя комфортно в своем окружении. Но не радует их мнение, что честным человек может быть только под страхом наказания, что большинство людей заботятся только о себе, далеко не у всех есть интерес к другим культурам.
Школа, как призма, фокусирует все происходящие в обществе изменения, и, как из призмы, из нее полосатым спектром расходятся идеи, мнения, ценности ее выпускников, отражая все многообразие нашей жизни. Но на качество этого спектра мы, учителя, можем повлиять, если все педагоги станут носителями идеалов толерантной личности, и образовательная педагогика толерантности мобилизует все ресурсы – культурные, социальные, экономические, политические – и противопоставит их интолерантности как причине непонимания, насилия и зла. Как сказала однажды слепая и глухонемая Хелен Келлер, величайший результат образования – это толерантность. Мы, учителя, должны стремиться приблизиться к этому результату.